Уважаемый Сергей Васильевич!Моя мама недавно прочитала статью(ее я приведу позже)и задала мне такой вопрос:Архангел Михаил и Иисус Христос это одно лицо?Вот текст статьи:СОГЛАСНО Библии, в небесной сфере существуют миллионы ангелов (Даниил 7:9, 10; Откровение 5:11). Во всем Писании сотни раз упоминается об ангелах, которые сохраняют преданность Богу. Но лишь двое из этих духовных созданий названы в Библии по имени. Один из них — ангел Гавриил, который за 600-летний период передал весть от Бога трем разным людям (Даниил 9:20—22; Луки 1:8—19, 26–28). Другой ангел, названный в Библии по имени,— это Михаил. Несомненно, Михаил — особенный ангел. Например, в книге Даниила Михаил предстает как защитник народа Иеговы от злых демонов (Даниил 10:13; 12:1). В боговдохновенном письме Иуды говорится, что Михаил противостоял Сатане в споре о Моисеевом теле (Иуды 9). Книга Откровение показывает, что Михаил вступил в войну с Сатаной и его демонами и сбросил их с небес (Откровение 12:7—9). Ни один описанный в Библии ангел не имеет такой мощной силы и власти над врагами Бога, как этот. Поэтому неудивительно, что в Библии Михаил называется «архангелом», где приставка «арх» означает «начальник» или «высший». В религиях христианского мира, а также в иудаизме и в исламе мы находим противоречивые представления об ангелах. Некоторые объяснения очень туманные. Например, в библейском словаре «The Anchor Bible Dictionary» говорится: «Возможно, существует один высший ангел и/или маленькая группа архангелов (обычно четыре или семь)». Согласно другому словарю, Михаил — это «имя сверхъестественного бесплотного существа, в отношении которого существует два противоположных мнения. Одни считают, что это Господь Иисус Христос, Сын Бога, а другие — что это один из так называемых семи архангелов» («The Imperial Bible-Dictionary»). В иудейской традиции к семи архангелам относят Гавриила, Иерахмиила, Михаила, Рагуила, Рафаила, Сариила и Уриила. В исламе архангелами принято называть четырех ангелов — Джибрила, Микала, Израила и Исрафила. В католицизме верят, что существует четыре архангела — Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил. А что говорит Библия? Существует ли несколько архангелов? Далее я привожу разбор этого вопроса из справочника «Insight on the Scriptures» т.2 стр. 393: Михаил (Mi´cha?el) [Кто, как Бог?]. Это единственный святой ангел, помимо Гавриила, упомянутый в Библии, и единственный называемый \"архангелом\" (Иуды 9). Первое упоминание о нем находится в десятой главе Даниила, где Михаил описан как \"один из первых князей\"; он прибыл в помощь меньшему ангелу, которому противостоял \"князь царства Персидского\". Михаил назван \"князем народа [Даниила]\" и \"князем великим, кто стоит за сыновей народа [Даниила]\" (Дан 10:13, 20, 21; 12:1). Это указывает на Михаила как на ангела, который вел Израильтян через пустыню (Исход 23:20, 21, 23; 32:34; 33:2). Такой вывод поддерживает тот факт, что \"архангел Михаил, не соглашаясь с Дьяволом, спорил о Моисеевом теле\«. — Иуды 9. Библейское свидетельство указывает на то, что имя Михаил принадлежало Сыну Бога прежде, чем он оставил небеса, чтобы стать Иисусом Христом, а также после его возвращения. Михаил это единственный, о ком сказано, что он «архангел», что означает \"предводитель ангелов\", или \"главный ангел\". Этот термин появляется в Библии только в единственном числе. Очевидно, это подразумевает, что есть лишь один, кого Бог обозначил руководителем, или главой, ангельского множества. В 1 Фессалоникийцам 4:16 голос воскресшего Господа Иисуса Христа описан как голос архангела, показывая, что он, фактически, сам архангел. Этот стих описывает его как сходящего с неба с \"призывом\". Поэтому логично, что голос, выражающий этот призыв, должен быть описан словом, которое не уменьшило бы или умалило большую власть, которую Христос Иисус теперь имеет как Царь царей и Господь господствующих (Мтф 28:18; Откр 17:14). Если звание \"архангел\" применяется не к Иисусу Христу, а к другим ангелам, то указание на \"голос архангела\" не будет подходящим. В таком случае оно бы описывало голос меньшей власти, чем той, которой обладает Сын Бога. Есть также и другие аналогии, устанавливающие, что Михаил — это фактически Сын Бога. Даниил, после первого упоминания о Михаиле (Дан 10:13), записал пророчество, касающегося \"времени конца\" (Дан 11:40) и затем заявил: \"И в то время восстанет Михаил, великий князь, стоящий за сынов народа [Даниила]\" (Дан 12:1). «Восстание» Михаила должно было быть связано со \"временем тяжким, какого не бывало с тех пор как существуют люди, до сего времени\" (Дан 12:1). В пророчестве Даниила термин \’восставать\’ часто относится к действию царя: или к принятию им царской власти или к его успешным действиям в качестве царя (Дан 11:2-4, 7, 16 б, 20, 21). Это поддерживает вывод, что Михаил является Иисусом Христом, так как Иисус — назначенный Царь Иеговы, уполномоченный, чтобы уничтожить все нации в Хар-Магедоне — Откр 11:15; 16:14-16. Книга Откровение (12:7, 10, 12) также упоминает Михаила в связи с установлением Царства Бога и связывает этот случай с бедствиями на земле: \«И разразилась на небе война: Михаил и ангелы его сражались с драконом, и сражался дракон и ангелы его. И услышал я, как громкий голос на небе говорит: «Ныне настало спасение, и сила, и царство Бога нашего и власть Христа его, потому что сброшен обвинитель братьев наших... И потому веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе земле и морю». Иисус Христос позже изображен как тот, кто ведет небесные армии в войне против наций земли (Откр 19:11-16). Это ознаменовало бы для них период бедствия, который, логично заключить, и есть то \"время тяжкое\" которое связано с восстанием Михаила (Дан 12:1).Так как Сын Бога должен бороться с нациями, то разумно, что именно он был тем, кто с его ангелами ранее боролся против сверхчеловеческого дракона, Сатаны Дьявола, и его ангелов. В его дочеловеческом существовании, Иисус назывался \"Слово\" (Ин 1:1).У него также было личное имя — Михаил. Сохраняя свое имя «Иисус» после своего воскресения (Деян 9:5), \"Слово\" показывает, что он и есть тот, кто был Сыном Бога на земле. То что он снова на небе называется Михаилом и своим титулом (или именем) \"Слово Бога\" (Откр 19:13) это проводит параллель с его дочеловеческим существовании. Само имя Михаил, задавая вопрос: \"Кто, как Бог?\" указывает на тот факт, что Иегове Богу нет равных или подобных ему, и что Михаил его архангел отстаивает и оправдывает Его великий суверенитет.\"Хоть я и окончила Библейские курсы и понимала,что Иисус не может быть Архангелом Михаилом,но ответить мне было нечего,так как знаний маловато.Читая Ваши ответы,знаю что Вы очень обстоятельно отвечаете на все вопросы.Ваш ответ обязательно дам прочитать своей маме.Заранее спасибо!С уважением,Марина.
Здравствуйте, Марина! Вы поднимаете очень важную и интересную тему, поскольку она касается самого существа нашей веры. Не случайно Иисус Христос, прежде, чем отправиться в Иерусалим на страдания и смерть, спрашивал наедине Своих учеников: "За кого вы почитаете Меня?" (Мф.16:13-18). И позже вопрос о Личности и природе Иисуса Христа оставался в центре внимания: во время Вселенских Соборов, в эпоху Реформации, в период бурного развития либерального богословия... Как видите, у этого вопроса — очень долгая история! Не утратил он своей актуальности и по сей день, поскольку до сих пор делаются попытки принизить значение Личности Господа Иисуса Христа, а значит — и свести на нет то, что Он совершил для людей. Давайте попробуем разобраться в том, о чем Вы спрашиваете, на основании Священного Писания.
Я внимательно прочитал Ваше письмо. По тем аргументам, которые приводятся в упоминаемой Вами статье, легко определить Свидетелей Иеговы. Часто считают, что они хорошо ориентируются в Писании, хотя легко заметить даже из приведенного Вами текста, что самого Писания там не так уж и много. Гораздо больше ссылок на "специальную литературу", а также — человеческие попытки поразмышлять над смыслом написанного в Слове Божьем. Конечно, нет ничего плохого в наших стараниях понять смысл Писания. И для этого нужно и размышлять, и привлекать специальную литературу. Но мы должны помнить при этом, что ни один словарь или справочник не может обладать тем же автортетом, что и Слово Божье. Равно как и наши человеческие размышления. Если Вы будете об этом помнить, это поможет Вам в разговоре как с мамой, так и с другими людьми. А что же говорит Писание относительно Иисуса Христа и архангела Михаила?
Во-первых, в Писании нигде не говориться, что это — одно и то же лицо. Вывод об этом делается на основании сложных и запутанных рассуждений. Зато неоднократно прямо утвердждается Божественность Иисуса Христа: Ин.1:1-3; Кол.1:15-17; 1Тим.3:16 и т.д. На самом деле количество ссылок будет слишком большим, чтобы их все тут приводить. В Евангелии от Иоанна Иисус как минимум три раза называет Себя священным Именем ("Я есмь Сущий"), что говорит о том, что Он и Иегова (Яхве) — это одно. Но вернемся к нашим рассуждениям. Итак, что получается? Чтобы доказать странное утверждение (Иисус Христос — это архангел Михаил), люди используют сложные рассуждения, игнорируя при этом ясные свидетельства Писания.
Второе. Давайте внимательно прочитаем хотя бы первую главу послания к Евреям. Практически с первых слов мы видим противопоставление ангелов и Сына Божьего (Евр.1:3-4). Обратите внимание еще и вот на что: отличие Сына от ангелов не только в "чине", а сущностное, онтологическое. Ангелы — служебные духи, которые сотворены "из огня" (Евр.1:7,14), а Сын рожден (Евр.1:5), а не сотворен, более того, Сам является Творцом (Евр.1:8-12). Последняя цитата особенна интересна еще и тем, что Пс.101, откуда берет ее автор послания к Евреям, говорит в этом месте об Иегове (Яхве), а Новый Завет приписывает это достоинство Сыну! Из чего следует, что Сын — Единородный Бог, единосущный (т.е. одной и той же природы) с Отцом! Вот почему "и да поклонятся Ему ВСЕ (т.е. включая архангелов!) ангелы Божьи" (Евр.1:6). Если читать послание дальше, мы обнаружим, что Сын Божий принял при воплощении природу человека, тем самым возвысив его над всем творением, включая и ангелов. И потому "не ангелам покорил Бог будущую вселенную" (Евр.2:5). Что странно, если считать, что Христос — князь ангелов...
Третье. Давайте посмотрим текст из книги Даниила, где упоминается Михаил-архангел. Это Дан.10 глава. Сюжет таков: Даниил понимает, что исполнилось время, которое по пророчеству Иеремии Иерусалим и Иудея должны быть в запустении и начинает молиться (эта молитва записана в 9 главе). Затем он берет частичный пост (сетование) на три недели (10:2-3), и получает особое откровение. Ему приходит НЕКТО (Дан.10:5-6), кто сообщает ему о духовной подоплеке происходящего. Описание того, кто явился Даниилу, заслуживает особого внимания (уж больно похоже на описание Христа из Откровения, и уж если тут и говорить о явлении Сына Божьего, тогда это Тот, кто явился, а не Михаил, о котором явившийся говорит позже), но сейчас нас интересует Михаил. Он появляется в 13 стихе, и вот в каком контексте. Явившийся описывает духовную подоплеку политических конфликтов того времени. Вавилонскую империю (которая, собственно, и разрушила Иерусалим) сменила Персидская. Согласно книге Даниила каждый народ имеет своего "князя". Иногда это — ангел света, иногда — тьмы. И прежде, чем Персидский царь отпустит евреев из плена, должен быть побежден персидский "князь". Михаил здесь назван "один из первых князей" - один из, а не единственный. А о Христе сказано "единородный" - т.е. единственный. Кстати, слово арх-ангел означает старший или первый ангел, что как раз очень согласуется с книгой Даниила — один из ПЕРВЫХ князей. Судя по тому, что мы читаем о Михаиле дальше (Дан.10:21, 12:1), то он является ангелом, который служит Израилю (сынам народа Даниила). И появляется всякий раз, когда происходит активизация Божьих действий в отношении Израиля. Он, безусловно, занимает важное место в Божьем плане, однако, он не является Сыном Божьим, не является Господом Иисусом Христом.
В заключении хочется сказать следующее. В Писании нет полного откровения о том, как устроена ангельская иерархия. В Библии Бог говорит с нами, с людьми, и ангелы появляются только в этом контексте. "Сокрытое принадлежит Господу" (Втр.29:29). Потому Павел предупреждает верующих, чтобы они не надмевались умом, пытаясь понять служение ангелов (Кол.2:18-19), отмечая при этом, что такое происходит, если мы перестаем "держаться Главы" - Господа Иисуса Христа. Именно это и происходит в случае со Свидетелями Иеговы: стараясь доказать, что Иисус Христос не является Богом, они все более уклоняются от Писания, ставят на место прямых указаний Слова Божьего длинные и сложные рассуждения, которые имеют лишь вид толкования Слова, а на самом деле уже очень далеко от написанного.
В качестве совета скажу следующее. Надо понимать, что умы этих людей находятся в обольщении, потому многие вещи, которые очевидны в Писании даже неверующим, для них оказываются закрытыми. Здесь не пробиться только аргументами и доказательствами. Здесь необходима молитва, чтобы Господь дал им "духа премудрости и откровения к позанию Его".
Пусть Бог благословит Вас в ходатайстве за Вашу маму, и да даст ей Господь Свой свет в ее сердце!
С уважением,
Пастор Михаил Дубровский
Руководитель отдела богословия РОСХВЕ